Признаки, выявление и устранение нарушения, от наших читателей
ЗПР – задержка психического развития. Такой диагноз чаще слышат родители дошкольников и школьников, когда малыш сталкивается с проблемами в учебе. Ранняя диагностика патологии затруднительна, однако при своевременном выявлении проблемы и правильных методах ее коррекции можно успешно побороть этот недуг.
Малыши с нарушением несамостоятельны, внушаемы, лабильны, эмоционально неустойчивы. Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги.
К первым относится:
Особенности обучения включают дозированность учебного материала, опору на наглядность, частую смену видов деятельности, многократное повторение, применение здоровьесберегающих технологий.
Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.
Если выявлены какие-либо церебрально-органические или соматические нарушения, применяется медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, водолечение и ЛФК.
Эмоциональная сфера
Выявить нарушение в раннем детском возрасте довольно затруднительно.
При работе с такими детьми требуется мультидисциплинарный подход, а также активное участие вышеперечисленных специалистов. Коррекцию лучше всего начинать в дошкольном возрасте. Как правило, проводится она довольно длительно.
Немаловажная роль отводится тесно-эмоциональному контакту матери и ребенка. Поцелуи, объятия, прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно, спокойно, защищено, ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать мир.
Нормально развивающие дети редко принимают отстающих малышей в свои игры, практически не общаются с ними. Находясь среди сверстников, ребенок практически с ними не взаимодействует, предпочитает играть отдельно. На уроках они работают самостоятельно, практически не сотрудничают с другими, общение ограничено. В основном такие малыши общаются с детками меньше себя, так как те их лучше воспринимают. Некоторые и вовсе избегают всяческих контактов.
Терапия в первую очередь направлена на длительную психолого-педагогическую коррекцию, чтобы улучшить когнитивную и эмоционально-коммуникативную сферу: необходимо проводить специальные занятия с логопедом, психологом, психиатром и дефектологом. В случае, когда психокоррекции недостаточно или она малоэффективно, назначают медикаментозное лечение, основой которого являются ноотропные препараты.
Обусловлено это тем, что для постановки диагноза необходимо проанализировать психического развитие ребенка с возрастными нормами.
Характеристика межличностного общения
В результате недуг вызывает проблемы как в сфере межличностных отношений, так и в эмоциональном плане. Дети часто предпочитают играть/учиться в одиночестве, они неуверенные в себе.
Чем раньше выявлено нарушение и поставлен диагноз, тем выше вероятность восстановления психологического развития. Вовремя назначенная коррекция предотвратит будущие эмоциональные травмы и дискомфорт, связанный с несостоятельностью и беспомощностью.
Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы. Делают это путем сказкотерапии, игровой, детской арт-терапии.
Дети с ЗПР бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих. Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников.
Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения и жизнерадостность.
К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.
По этиопатогенетической классификации нарушение разделяется на следующие виды:
Психическое развитие включает: предречевое и речевое развитие; мышление и память; восприятие – знание цветов, форм, предметов, частей тела, ориентация в пространстве; изобразительная и игровая активность; коммуникабельность и самосознание; уровень навыков самообслуживания; школьные навыки. Диагностические исследования включают шкалу Бейли, тест на IQ, денверовский тест и др. В дополнение могут назначить такие процедуры, как ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга.
Дети с ЗПР должны посещать специальные ДОУ или группы, школы 7-го вида или коррекционные классы в стандартных общеобразовательных школах.
Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:
Избежать данной патологии можно, соблюдая ряд простых правил. К примеру, необходимо создать благоприятные условия для беременности и родов, а затем – дружественную обстановку в семье.
Основой медикаментозной терапии являются следующие средства: Актовегин, Аминалон, Энцефабол, Пирацетам, Церебролизин, Фенибут; Глицин; витамины – Нейромультивит, Магне В6, витамин В; антигипоксанты и антиоксиданты – Цитофлавин, Мексидол; общетонизирующие – Лецитин, Элькар, Когитум.
Характер и степень тяжести нарушения определяется коллегиально психологом, психотерапевтом, логопедом и дефектологом.
Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.
Последствия недуга сильно сказываются на психологическом здоровье маленького человека. При отсутствии необходимы мер ребенок отдаляется от коллектива, его самооценка постепенно падает. Социально адаптировать старших детей с задержкой психического развития довольно сложно. Одновременно с прогрессированием патологии наблюдается ухудшение речи и письма.
Нарушения речи должен корректировать логопед посредством индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с преподавателями коррекцию должны проводить педагоги-дефектологи, социальные педагоги и психологи.
Помимо этого, с первых дней жизни нужно следить за состоянием здоровья малыша и его развитием. Любые тревожные симптомы требуют посещения врача. Рекомендуется регулярно заниматься с крохой и развивать его навыки с раннего детства.
Источник: http://films-art.ru